Главная » Статьи » Мои статьи

10. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности (темперамент, способности, характер).

Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью в его деятельности формируются и выявляются бесконечное множество индивидуально-психологических особенностей. Многие из них бывают несущественны как, например, плохо развитые вкусовые ощущения. Другие индивидуальные особенности хотя и очень существенные, могут оказаться кратковременными, скоро- преходящими, например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами. Но существуют и такие индивидуальные особенности, которые проявляются достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты всего поведения индивида, его комплексные характеристики. Это темперамент, характер, способности

1. Темперамент

Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент характеризует тело человека с точки зрения особенностей протекания и интенсивности нервных процессов, обмена веществ, а также типа телосложения (соматотип). Он слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

От темперамента человека зависят:

· скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

· пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

· темп и ритм деятельности;

· интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

· направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

Можно выделить следующие основные типы  темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Психодинамические особенности индивида, его темперамент, прежде всего влияют на выбор и освоение способа деятельности, и на ее продуктивность. Успешного выполнения любой работы, вне зависимости от темперамента, добиваются те люди, у которых ин- дивидуальный стиль деятельности соответствует их психодинами- ческим характеристикам.

2. Характер

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним, динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.

Хара́ктер - структура стойких  психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

1.  отношение человека к другим людям

2.  черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу

3.  черты, показывающие, как человек относится к самому себе

4.  черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость)

Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера. Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их не так легко переделать.

Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. Направленность - это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. У людей имеющих одинаковое мировоззрение существуют значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера.

Акцентуа́ция хара́ктера, — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера при которой отдельные его черты чрезмерно усилены. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации.

гипертимный — желание деятельности, оптимизм, ориентированность на удачи;

•   дистимический — заторможенность, подчёркивание этических сторон, переживания и опасения,

•   аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны;

•   аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ;

•   тревожный — боязливость, робость, покорность;

•   эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание.

•   демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ориентирован на свое Я как на эталон

•   педантичный — нерешительность, совестливость,

•   боязнь несоответствия собственного Я идеалам;

•   застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию;

•   возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты.

•   экстравертированный; интровертированный.

3. Способности

Способности - это индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов.

Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе. Способности формируются в деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Способности делятся на общие и специальные. К общим способностям относят те, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. Например, к ним относят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, наблюдательность и др. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей (учебные и творческие; умственные и специальные; математические; конструктивно-технические; музыкальные; литературные; художественно-изобразительные; физические способности)

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. Как и все индивидуально-психические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с возможностью их приобретения. В таком смысле и следует понимать принятое в психологии положение, что способности не являются врожденными. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от нали- чия и степени развития других способностей. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: strec (29.05.2015)
Просмотров: 3118 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0