Главная » Статьи » Мои статьи

19. Методологические основы организации и проведения психологического эксперимента

Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п.

Методологические принципы(правила применения м-дов):

1.принцип детерменизма –психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни,т.е.сознание человека имеет общественно-исторический характер;

2.принцип единства психики и деятельности –изучение детей в процессе обучения и воспитания, учитывая связь психического развития с его ведущей деятельностью;

3.принцип объективности-равенство экспериментальной и контролирующей групп, психологические явления рассматривать такими какие есть на самом деле;

4. принцип развития – учет особенностей возраста, те особенности которые четко определялись и те, в которых намечается развитие.

На основе этих принципов строится исследование, выбираются методы.

Этапы экспериментального исследования: На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки проблемы. Проблемы подразделяются на реальные проблемы и псевдопроблемы, которые кажутся значимыми. На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление. (предложенный Ф. Гальтоном метод сравнения психических особенностей близнецов положил начало современным психогенетическим исследованиям). Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.Теоретические гипотезы входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов.Гипотезы как эмпирические предположения— предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Данный этап включает в себявыбор объекта— группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований— часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента. Проведение исследований по намеченному плану - следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализданных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Категория: Мои статьи | Добавил: strec (29.05.2015)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0