Главная » Статьи » Мои статьи |
Возраст— определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Возраст, согласно Л.С. Выготскому, о – это объективная категория, включающая три характеристики: 1) хронологические рамки отдельного этапа развития, 2) специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на конкретном этапе развития, 3) качественные новообразования, возникающие под ее влиянием. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: Хронологический возраст помещает человека в различные жизненные периоды от рождения до смерти(паспортный возраст). Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных в данном возрасте в данном обществе. Биологический возраст развития, он отражает рост, вес, созревание, строение организма. Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания. Категорию «возраст» используют в своих теоретических построениях ученые, разделяющие концепцию стадиального развития психики. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах Л.С.Выготского. В работе «Проблема возраста», написанной в 1932-1934 гг., Л.С.Выготский впервые поставил именно проблему возрастного развития, т. е. предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными. Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». (негативизм, строптивость) Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы (неудачи в школе, в общении со сверстниками). Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность). Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. (окончание школы) Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения. Кризис 30 лет или несколько позже возникает вследствие нереализованности жизненного замысла ( кризис смысла жизни) выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность. кризис 40 лет Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению жизненных проблем. Остро переживается неудовлетворенность жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти. Периодизация возрастного развития основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности-характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным. По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы. Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста. Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов. Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Например Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня. 1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ. 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей. Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов: 1) доверие – недоверие (1 год); 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года); 3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет); 4) умелость и неполноценность (6-11 лет); 5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 л. – девочки, 13–16 л. – мальчики); 6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст); 8) целостность и безнадежность. На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу. Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет). Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации. Периодизация Л.С. Слободчикова: 1 ступень – оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет); 3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). А. Дистервег установил три возрастные стадии: 1 стадия – господства ощущения; 2 стадия – господства памяти; 3 стадия – господства разума. Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека. В современной психологии выделяют следующие возрастные этапы: 1.младенчество (до 1 года)-период когда реб.развивается в физич.,психич. и соц.плане достаточно быстро. Главную роль в жизни ребенка играет мать. На протяжении 1г.реб.овладевает передвижениями в пространстве- ползание, хватание, манипулирование, становится на ноги и делает первые шаги. У реб.складываются первонач.представления об окр.мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления. 2.раннее детство(1-3лет)-интенсивность и темп физического и психического развития. Происходит формирование автономности и независимости, ребенок начинает ходить, входит в мир постоянных вещей, общается со взрослыми, овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Интенсивно развивается память. Развивается притязание на признание со стороны взрослых(смотри как я ем).Реб.хорошо усваивает свое имя. Происходит выделение системы Я,появляется самостоятельность. Все процессы пока непроизвольные. 3.дошкольный возраст(3-7)-вед. деятельность игра. Дети начинают общаться со сверстниками продолжается развитие речи, начинает складываться наглядно-образное мышление. Развивается внимание, которое пока построено на интересах. Воображение ребенка становится управляемым. Память становится ведущей функцией. В игре развив. познавательные процессы, общение. Усвоение сенсорных эталонов(цвет, форма, величина).Возникновение детского мировоззрения, преобладание обдуманных действий. 4.младщий школьный возраст(6/7-10/11)-вед. деятельность учебная. Для успешности учебной деятельности необходима познавательная мотивация. У реб.складываются относительно новые отношения с родителями, сверстниками, учителями. происходят изменения в познавательной сфере-от примитивных приемов запоминания реб. переходит к осмыслению материала. Учебная деятельность способствует развитию воли. Внимание еще непроизвольное,но нужно развивать. Мышление преобретает абстрактный и обобщенный характер,нагл.-образн. Мл.шк.возраст-возраст интенсивного интеллектуального развития. 5.подростковый возраст(11/12-14/16)-стремление быть самост.,осознать свою уникальность. Вед.деятельность-общение со сверстниками. Подросток испытывает потр. в поддержке. Изменчивость настроения, неадекватные реакции. Происходят физиологич. изменения, что требует построения нового телесного я-беспокойство по поводу внешнего вида, комплексы, недовольство, изменение самооценки. Появление чувства взрослости, способность к рефлексии. Большое значение приобретает теоретическое мышление, формальное. Внимание,память,воображение подчиняются ребенку. Запоминание становится смысловым. Возникают новые мотивы учения,связ.с осознанием жизненной перспективы. 6. Старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет) - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности – в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. | |
Просмотров: 2670 | |
Всего комментариев: 0 | |