Главная » Статьи » Мои статьи |
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальные характеристики отношений в группе. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом трудовой процесс. Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию к целям. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, т.к. лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Неформальный лидер – выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, благодаря своим деловым и личным качествам. 2. Типы и функции лидеров. В современной литературе выделяют: 1. Лидер – организатор. Нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. 2. Лидер – творец. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. 3. Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. 4. Лидер - дипломат. 5. Лидер – утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Неформальных лидеров условно можно разделить на три типа: деловой, информационный и эмоциональный. Деловой лидер пользуется признанием в коллективе за высокий квалификационный уровень, успешное выполнение возложенных на него обязанностей. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием и состраданием. Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции: · постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия) · нахождение средств для цели достижения · мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения · соорганизация – ориентирование усилий по достижению целей · формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой)культуры. 3. Основы лидерства. Механизм лидерства – то, что структурирует феномен лидерства, который представлен тремя формами. В формальной группе (организации) – лидерство - это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности. В неформальной группе лидерство - фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая: · вносит вклад в выполнение задач группы · позволяет членам группы удовлетворять свои потребности · воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы) · представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп · сглаживает все противоречия в группе В социально- психологической сфере проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации. 4.Стили лидерства и руководства. Существуют три ставших классическими стиля управления: · авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский) · демократический (или коллегиальный) · попустительский (или либерально – анархический, или нейтральный) Авторитарный стиль управления. Для него характерны: жесткое динамичное принятие руководителями всех решений («минимум демократии», жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания (max контроль), отсутствие интереса к работнику как к личности. Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (max демократии); выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками (max контроля), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Попустительский стиль управления, Характеризуется, с одной стороны, «max демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой «min контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек). 3 . Качества и черты личности лидера. · доминантность – умение влиять на подчиненных · уверенность в себе · эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость – умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку. · креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект · стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск – разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем · ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям. · независимость, самостоятельность в принятии решений · гибкость поведения в изменяющихся ситуациях · общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми 6 основных качеств, которые должны быть присущи лидеру. 1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми. 2. Искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью. 3. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. 4. Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать. 5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения. 6. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов. 7. Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации. 8. Искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
| |
Просмотров: 1731 | |
Всего комментариев: 0 | |