Главная » Статьи » Мои статьи

28. Классификация и характеристика основных психодиагностических методов.

1). Классификация по заданиям

2). Классификация по речевой активности.

3). Классификация психодиагностических методик по степени их формализованности.

4). Классификация методик по принципу, положенному в основу приёма: стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:

а) тесты-опросники; Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трёхальтернативный выбор ответов). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных.

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ. Открытые опросники не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда. и методики классификации. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, теплый - холодный, сильный - слабый ). Обычно используют трех-, пяти- и семиточечные шкалы Особый вариант шкалирования - это субъеюивная классификация, предполагающая выявление су6'ективной структурации объектов на уровне шкалы наименований.

г) проективные техники. Проективые техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

д) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две его основные формы:

а) структурированную (стандартизованную) (предусматривает наличие заранее разработанной схемы опроса, включающей общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, достаточно жесткую их интерпретацию (стойкую стратегию и тактику).

б) неструктурированную.

Гуревич

Малоформализованные и строгоформализованные психодиагностические методы.

  1. малоформализованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности. Эти приемы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также переживания, чувства, некоторые личностные особенности и др).
  2. Строго формализованные (тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики). Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность.

Бурлачук

Общепринято    деление   исследовательского     метода  на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный  метод образует разные  виды (методики)  наблюдений, беседы, изучения  продуктов  деятельности. Экспериментальный     метод  основывается   на направленном   создании   условий, обеспечивающих   выделение   изучаемого  фактора  (переменной)    и регистрацию изменений, связанных  с его действием, а также допускает  возможность  активного вмешательства   исследователя   в деятельность   испытуемого.   На основе  этого метода строятся  многочисленные   и традиционные   для психологии  методики  лабораторного  и естественного   эксперимента, а также особая  их разновидность - формирующий  эксперимент.

Основной   особенностью   психодиагностического    метода является  его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация   изучаемого  явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического    метода.

Одно из важнейших  требований  — стандартизация   инструмента  измерения, в основе которой  лежит понятие  нормы, поскольку  индивидуальная   оценка, например успешности  выполнения   задания, может быть получена путем сопоставления с результатами  других испытуемых.  Не менее важно  и то, что любая диагностическая методика   (тест) должна  соответствовать   требованиям   надежности и валидности. Понятия  нормы, валидности  и надежности  - те «три кита», на которых покоится  разработка  и применение   диагностических   методик

3 подхода:

  1. Объективный - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
  2. Субъективный - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
  3. Проективный - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей вза- имодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Бодалев и Столин

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об­следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па­мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение зада­ния опирается на невербальные способности - перцептивные, мо­торные.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:

а) те­сты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классифика­ции;

г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Категория: Мои статьи | Добавил: strec (30.05.2015)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0