Главная » Статьи » Мои статьи |
Психология умственно отсталых детей – это раздел специальной психологии, изучающий познавательную деятельность и развитие личности умственно отсталого ребенка. Умственно отсталыми считаются дети, которые имеют стойкие органические поражения познавательной деятельности головного мозга. Задачи психологии умственной отсталости - определение общих, специальных и индивидуальных особенностей, присущих умственно отсталым детям; - выявление характерных для них недостатков и возможностей способных повлиять на социальную адаптацию и формирование личности; - коррекция и интеграция умственно отсталого ребенка в окружающую среду; - последовательное обучение умственно отсталых детей. Причины умственной отсталости Этиопатогенез – это совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни. Умственно отсталые дети составляют самую значительную популяцию среди детей с нарушенным развитием. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает разнообразную группу детей, которую объединяет между собой наличие повреждений коры головного мозга, которая характеризуется диффузными поражениями. Морфологические изменения с той или иной интенсивностью захватывают отдельные участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функционирование, иногда диффузные нарушения затрагивают подкорковые слои коры головного мозга, частично или полностью действуя на них. Все это обусловливает возникновение различных по интенсивности поражение основных психических процессов, особенно сильно пораженными являются процессы мышления. Большую часть умственно отсталых детей составляют те ум, которых наблюдается органическое поражение в период до развития речи в возрасте до двух, трех лет. Это так называемые дети – олигофрены. В настоящее время термин «олигофрения» исключен из научного оборота, он заменен на термин «общее психическое недоразвитие», в связи с гуманизацией научной терминологии. Термин «олигофрения» происходит от греческого слова малоумный. В. Первые был предложен немецким психиатром Э. Крегтелином в начале xx века. Термин обозначал группу заболеваний разнородных по этиологии и протеканию, главной объединяющей их особенностью было тотальное психическое недоразвитие. Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость многообразны. Они подразделяются на внешние экзогенные и внутренние эндогенные. Они могут оказывать воздействие в период внутриутробного развития, в первые месяцы и годы жизни. Внешние экзогенные причины умственной отсталости у детей - Тяжелые вирусные заболевания, которые женщина переносит в период беременности, вирусные гриппы, корьевая краснуха и другое; - Разнообразные по происхождению интоксикации. Они могут возникнуть как из-за болезненного состояния женщины и быть причиной выделения ее внутренних веществ, способствующих началу этого процесса, так и чрезмерное потребление женщиной лекарств то же может привести к сильной интоксикации организма и нарушению развития плода; - Тяжелые дистрофии женщины во время беременности, то есть нарушение функционирования органов или тканей женщины во время беременности, проявляющейся в их истощении; - Заражение плода, какими – либо паразитами, содержащимися в организме женщины, наиболее часто происходит заражение токсоплазмозом. Токсоплазмоз – это заболевание, получаемое женщиной при взаимодействии с различными домашними и дикими животными, кошками, курами, зайцами и другое; - При заболевании беременной женщиной сифилисом плод может заразиться спирохетой; - Травматическое повреждение плода, удар матери во время беременности; - Умственная отсталость так же может быть следствием наложения щипцов при прохождении ребенка по родовым путям, когда наблюдаются слишком быстрые или стремительные роды; - Длительная асфиксия так же может стать причиной умственной отсталости, как правило, такое бывает в период родов. Внутренние эндогенные причины умственной отсталости Среди внутренних причин, обуславливающих возникновение умственной отсталости выделяют: - Фактор наследственности, генетические формы умственной отсталости; - Несовпадение крови матери и ребенка, так называемый резус фактор; - Нарушение белкового обмена в организме. Наиболее ярким примером является заболевание фенилкетонурия; - Воспалительные заболевания мозга у младенца, например, менингит не редко становится причиной умственной отсталости; - радиоактивная обстановка в регионе проживания; - алкоголизм и наркотическая зависимость матери; - тяжелое материальное положение родителей; - недостаточное поступление в организм младенца питательных веществ и витаминов. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален. Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентированной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко — в мыслительных процессах. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и другие. С 90-х г. XX в. Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние факторы, приводящие к резким нарушениям развития: - инфекционные заболевания во время беременности, вирусные гриппы, краснуха и др.; - различные интоксикации (алкоголь, наркотики) - нарушения обмена веществ женщины; - заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери; - травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить: фактор наследственности, нарушения белкового обмена в организме, воспалительные заболевания мозга, экология. в России стали пользоваться международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на 4 группы: с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Зарубежные психологи основываются на определении интеллектуального коэффициента ребенка (IQ). По их данным: при легкой УО — IQ = 70, при умеренной — IQ = 70 – 50, при тяжелой — IQ = 50 – 25, при глубокой — IQ = 25 – 0. Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней. Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М.С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять групп. В первую группу входят неосложненные формы олигофрении. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений. Во вторую – олигофрения с нарушениями нейродинамических процессов возбуждения и торможения. В зависимости от преобладания какого-либо одного процесса в данной группе выделяют подгруппы: возбудимые дети, тормозные дети и дети с патологической слабостью, повышенной лабильностью (неустойчивостью) обоих процессов. В данном случае присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. Третью группу составляют олигофрении с осложнением «лобного синдрома», в этой группе различают, по терминологии М.С. Певзнер, «дурашливых» детей и вялых, также в зависимости от преобладания процесса возбуждения или торможения. К четвертой группе относят олигофрении с психопатоподобным поведением, проявляющимся в агрессивных реакциях или дисфории (расстройство настроения). На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам. Пятую группу составляют олигофрении, осложненные модально специфическими нарушениями в зоне отдельных анализаторов, т.е. слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Таким образом, в этой группе можно выделить 4 подгруппы. | |
Просмотров: 2022 | |
Всего комментариев: 0 | |