Главная » Статьи » Мои статьи |
Психологическое консультирование осуществляется в кабинете психолога. Эффективным вариантом посадки специалиста и работника считается положение друг напротив друга и чуть наискосок, которое позволяет видеть лицо собеседника, и вместе с тем дает возможность отвести глаза в сторону. Расстояние между специалистом и работником должно быть не менее 60 см. Длительность консультации от 30 до 60 минут. Так же следует определить и частоту встреч. В зависимости от запроса, мотивации работника, интенсивности коррекционного процесса количество консультаций варьируется от 1 до 10, которые проводятся ежедневно или 1 - 3 раза в неделю. Процесс консультирования, даже если это только единственная встреча с клиентом, может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец, и консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить. Обстановка консультирования Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене). Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее. Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности. Структурирование консультативного пространства Клиент входит в комнату и попадает на "территорию консультанта". Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как "структурирование пространства". Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения. Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие "геометрия любви". Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования Holroyd и Brodsky (1977, цит. по: Corey, 1986) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:
Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним. Структурирование времени консультирования Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий. Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа. Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами: "В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас". "Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени". "Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут". Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: "Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным. В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование. В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования. Успех консультации во многом зависит от состояния консультанта, от качества его настроя на работу. До начала консультации консультант должен позаботиться о том, чтобы его состояние способствовало проведению качественной работы с клиентом. Говорят так: «Состояние консультанта должно быть ресурсным. И если не ресурсным, то хотя бы конгруэнтным». Ресурсность может иметь место на уровне сознания и на уровне тела. Ресурсность на уровне сознания предполагает нали- чие у консультанта мотива работать и веру в то, что ему удастся создать надлежащие условия для того, чтобы клиент решил свою проблему. Ресурсность на уровне тела — это в буквальном смысле хорошее физическое состояние. Конгруэнтность предполагает соответствие опыта, осознания этого опыта и того, что консультант сам себе говорит по поводу этого опыта, честность консультанта перед самим собой. Например, осознание цели, с которой он идет на консультацию (зарабатывать деньги или хорошо выполнить поставленную перед клиентом задачу).13 Организация пространства — дизайн помещения, в котором будет проходить консультация. Пространство должно быть организовано так, чтобы и консультанту, и клиенту было приятно и удобно в нем работать. Социальная стадия консультирования предполагает знакомство консультанта с клиентом. Клиента спрашивают о возрасте, о том, где он учится или работает, о семейном положении, о наличии детей и т. п. Стадия присоединения предполагает построение доверительных отношений между консультантом и клиентом (в данном случае говорят о необходимости построения раппортного или эмпатийного общения). Эмпатия определяется как постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Один из механизмов построения таких отношений заключается в том, что клиента спрашивают о его увлечениях, о том, что ему больше всего нравится делать в жизни, при этом консультант выражает одобрение и поддержку клиенту. Считается, что для эффективного присоединения к клиенту консультант может отзеркаливать (прямо или перекрестно) вербальные и невербальные паттерны клиента. Такое отзеркаливание позволяет консультанту лучше понять клиента, найти более точные слова поддержки. На стадии запроса клиента консультант предлагает клиенту назвать проблему (или вопрос), ставшую причиной прихода его в консультацию. Это во-первых. Во-вторых, важно услышать от клиента, какого именно результата он ждет от консультации сегодня. На стадии заключения контракта консультант обсуждает с клиентом порядок работы: как часто они будут встречаться, в какое время, как долго будут длиться консультативные сессии, сколько стоит эта работа. Сбор информации предполагает подробное и скрупулезное исследование ситуаций, названных клиентом проблемными. Стадия интервенции предполагает активное воздействие консультанта на клиента. Завершение консультации реализуется в том, что консультант: а) сообщает примерно за 15 мин до окончания сессии, что консультация подходит к концу; б) отслеживает эмоциональное состояние клиента (не стало ли оно более нересурсным, по сравнению с тем, с которым клиент пришел на консультацию); в) задает клиенту несколько уточняющих вопросов, которые важны для того, чтобы обнаружить достигнутый результат; г) предлагает клиенту, когда это необходимо, выполнить домашнее задание. | |
Просмотров: 3722 | |
Всего комментариев: 0 | |