Главная » Статьи » Мои статьи |
Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств; это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость действующих на индивида событий и явлений, в их связи с актуальными потребностями. Уровни внешнего и внутреннего выражения эмоций: - поведенческий: мимика, пантомимика, поза, походка и т.д. - речевой: "вокальная мимика": интонация, тембр голоса, темп речи и т. п. - физиологический: тремор конечностей, координация движений, напряженность тела и т.п. - вегетативный - ритм дыхания, частота сердечных сокращений, повышение артериального давления и т.п. - биохимический: увеличение в организме содержания холестерина, адреналина, сахара, аскорбиновой кислоты и т.д. Связь эмоциональных состояний с их внешним выражением настолько сильна, что явилась причиной появления первых психологических теорий эмоций, например, теория У. Джемса и К.Ланге: "Мы печальны, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся, потому что смеемся". Органические изменения по теории Джеймса-Ланге являются первопричинами эмоций. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три составляющих: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении). Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Отражения специфического. Я. Рейковский указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. «Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой». Охарактеризуем кратко каждую составляющую эмоций. Внутреннее переживание. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Субъективное переживание выполняет функцию связи между действительностью и потребностями человека. При этом переживания входят в любой психический процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта несут в себе компонент переживаний. В. Д. Шадриков считает, что сознание начинается с переживания. Таким образом, переживания выступают системным фактором внутренней психической жизни, формирующим фактором внутренней реальности человеческой жизни. Внешнее выражение эмоций. С помощью интонации голоса, лицевой экспрессии, контактов глазами, жестов люди передают важную информацию о своих эмоциях и намерениях действовать. При этом лицо является главным источником информации. Исследования показали, что 45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,6% слуховыми (У. Хелл, А. Керрес и К. Шерер). К. Изард считает, что лицо – это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида. Кросскультурные исследования распознавания лицевой экспрессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Каждая из перечисленных эмоций связана с определенной, фиксированной в генетической памяти программой движений лицевых мышц. Но культура также оказывает определенное влияние на проявление эмоций. Форма и способ использования выразительных движений во многом определяются социальной средой в целом и национальными особенностями. Так П.Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы во время просмотра фильма стрессового содержания одинаково выражают свои эмоции, если возле них нет соотечественников, и по-разному – в их присутствии. Наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмоций. Японцы более сильно маскируют свои негативные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это имеет место на самом деле. Приведенный выше пример показывает, что при желании выражением эмоций человек может управлять. Но полностью подавить выражение эмоций редко кому удается. Так с помощью киносъемки были выявлены реальные и неконтролируемые эмоциональные реакции субъекта на стрессовую ситуацию (во время неприятного интервью). Они длились в течении 1/8 – 1/5 с, а затем сменяются выражениями лица в соответствии с нормами принятыми в той социальной среде, к которой принадлежит субъект. В социальной ситуации человек демонстрирует свою экспрессию, следуя правилам среды, определяющим - кто и какую эмоцию, кому и когда может показывать. Эти правила требуют усиления или ослабления, нейтрализации или маскировки определенных эмоциональных реакций. Физиологическая активация. Под влиянием эмоций и чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, содействуют мобилизации организма для экстренных действий, обеспечивают приток крови к рабочим органом, обогащенной сахаром и кислородом. Так, например, эмоции стимулируют процесс свертывания крови, что очень важно при ранениях. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Можно выделить три основных компонента проявлений эмоций: субъективные переживания, двигательные проявления и изменения в деятельности внутренних органов. Субъективные переживания - компонент, объективная оценка которого наиболее затруднительна, но очень существенна для человека. Будучи по своему генезу первичным или вторичным звеном, причиной или следствием, субъективные переживания представляют собой высший уровень комплексной реакции человека. Вместе с тем этот компонент без специального обучения плохо поддается внутреннему контролю и управлению. Психологи, придерживающиеся периферической теории Джемса-Ланге, считают, что мы можем управлять своими переживаниями, контролируя, внешние выражения. Так, Джемса считал, что если мы подавим в себе внешнее проявление страсти, то и она сама замрет в нас. При вспышке гнева надо попробовать сосчитать до 10 - и повод к гневу может показаться нам не таким уж и значимым. Если мы хотим подавить в себе нежелательное эмоциональное впечатление, мы должны терпеливо воспроизводить на себе внешние движения, соответствующие противоположным для нас душевным настроениям. Были также получены данные (Б. Шифф и М. Ламон), что произвольное сжатие мышц левой половины лица (сигналы в правое полушарие) у испытуемых вызывало ощущение радости и уверенности в себе. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный разговор, сделайте психологическую зарядку – интенсивно подмигните правым глазом, и плохого настроения – как не бывало. Двигательный компонент проявляется в весьма специфических по форме мимике, жестах, плаче, смехе, других элементах двигательного поведения. Данные проявления в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. Для большинства людей не представляет больших трудностей подавить (или наоборот, имитировать) те или иные двигательные проявления эмоций. Умение сдерживать свои чувства и владеть собой в эмоционально значимых ситуациях поощряется обществом. Ценность этих навыков подчеркивается уже с детства. Так дети не любят плакс. Эмоционально возбудимый ребенок нередко становится жертвой манипуляторских действий сверстников. Их подзадоривает возможность управления настроением такого ребенка: его легко разозлить, расстроить, напугать. Да и взрослые часто не могут отказать себе в соблазне подтрунить над взрослым, который не может контролировать свои эмоции. С гораздо большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость и тем более смысловая составляющая). Чрезвычайным разнообразием с маловыразительной спецификой и очень низкой управляемостью характеризуются изменения в деятельности внутренних органов. На том, что мы не в состоянии контролировать изменения в организме, такие, как ускорение сердцебиение, дыхание, сухость во рту и горле, потение, дрожь, ощущения слабости желудка основана работа детекторов лжи. Нет необходимости подавлять или искоренять эмоции. Основной целью является регулирование проявлений эмоций, и приобретение опыта рассудочного реагирования на различные стимулы внешнего и внутреннего мира. Одним из способов управления эмоций – это воспитание (развитие) самообладания. Для выработки навыков управления своими чувствами может быть рекомендованы психотехнические упражнения и коррекционные программы. Желательно, чтобы деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была эмоциональна, мобилизовала нашу энергию. Но при этом эмоции не должны превращаться в основной регулятор нашей деятельности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями.
Человек в своей жизни, безусловно, регулирует свое поведение. Введение понятия «воли» в психологию было вызвано объяснениями особого поведения человека. Аристотель: воля - основа характера. Декарт: воля участвует в порождении любого действия человека, где занижает место мотива. Основное развитие проблема воли получила еще в ХIХ-XVIII вв., но и сегодня проблемы воли и не считаются окончательно решенными. К.Левин /1929/ Ф.Хоппе /1930/; Хейкхаузен в 1986 занимались экспериментальным изучением волевой сферы личности. Они не выделяют специфику воли, а все ее проявления анализируют в рамках теории мотивации, приписывая «силе воли» относительную силу мотивов. К.Левин считает, что воля – это решение, намерение, самообладание, самостоятельность, концентрация, выдержка, построение волевой цели. С.Л.Рубинштейн: «Воля на своих высших ступенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать свое поведение на основании общих принцип, убеждений, идей». Традиционное определение: Воля - это сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий». Волю можно рассматривать в двух понятиях: 1) как совокупность качеств, позволяющих человеку, управлять своим поведением; 2) как сознательную форму активности, направленную на преодоление трудностей в процессе достижения цели. Волевая активность и ее компоненты: 1) волевая активность - целенаправленная преднамеренность волевых действий, необходимых для преодоления трудностей, волевая активность предполагает подчинение целям, имеющим большую значимость; 2) волевое усилие - активность, направленная на мобилизацию психических физических возможностей человека в процессе преодоления трудностей или препятствий; 3) волевое действие - это, всегда сознательно направляемое действие на достижение поставленной цели в ситуации, связанной с борьбой мотивов; 4) волевое поведение - предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели и подавляет противоположные; решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации; волевое поведение опосредовано внутренним интеллектуальным планом, выполняющем функцию сознательной регуляции деятельности. 5) волевой процесс – заключается, в произвольном формировании дополнительных побуждений, которые изменяют смысл действий через изменение значимости действующих мотивов, т.е. при борьбе мотивов в достижении поставленной цели. Волевые качества: это относительно устойчивое личное образование, которое не ограничивается проявлением в отдельной, конкретной ситуации и проявляется в волевом усилии при преодолении трудностей. Давайте рассмотрим возможные уровни регуляции поведения. И рассмотри условия, когда поведение является действительно волевым. Итак, регуляция может быть непроизвольной, произвольной и волевой. (Критерии Веккера) Непроизвольные действия (автоматические, инстинктивные, сенсорно-перцептивные, рефлекторные, спонтанные действия). Примеры автоматических непроизвольных действий: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихания. Рефлекторных и спонтанных действий (неподчиненные общей цели): одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, непроизвольный поворот головы в сторону раздающегося звука. Сюда же можно отнести выразительные движения, сопровождающие эмоции: стискивание зубов в гневе, удивленно приподнимаем брови и т. п. Волевая регуляция считается высшей формой произвольной регуляции, которая проявляется в волевых усилиях, волевых действиях, носящих целенаправленный и намеренный характер. Но одного указания на целеподчиненность волевых действий недостаточно, потому что существует очень много действий, которые целенаправленны и в этом высоком смысле произвольны, но никогда не называются и не могут быть названы волевыми на психологическом языке. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности, такая регуляция может как усиливать, ускорять активность, так и тормозить нежелательные психические процессы, ослаблять или замедлять активность. Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн). Волевое действие определяется следующими вариантами условий его реализации:
В структуру ВОЛЕВОГО АКТА включаются следующие составляющие:
| |
Просмотров: 2036 | |
Всего комментариев: 0 | |