Главная » Статьи » Мои статьи

90. Индивидуальная и групповая психокоррекционная деятельность психолога на различных этапах онтогенеза.

В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. 

По Г.С. Абрамовой индивидуальная психокоррекция – обоснованное воздействие психолога на характеристики внутреннего мира человека. В основе индивидуального подхода лежат некоторые принципы индивид психологии, созданной Адлером. Основная цель психокоррекции – активизация ресурсов и привидение личности в состояние, соответствующее норме, которая определяется исходя из возрастных и культуральных особенностей клиента, а также его субъективной реальности. В качестве основного инструмента психокоррекционного воздействиявыступает психолог, а сам коррекционный процесс протекает в паре психолог-клиент. Условия проведения индивид психокоррекции: добровольное согласие клиента на получение психологической помощи; доверие клиента специалисту; активность клиента в процессе исследования проблемы, формирования и реализации коррекционной программы. Показаниями к индивидуальной психокоррекции являются: желание клиента; характер проблемы клиента (проблема личного хар-ра); отказ клиента от работы в группе или невозможность его присутствия в группе по какой-л причине; высокий уровень тревожности у клиента; высокий уровень заторможенности; острое состояние горя. Эффективность индивидуальной психокоррекции определяется: личностными качествами психолога (воля, характерологические особенности); сложившимися отношениями между психологом и клиентом (доверие, авторитарность специалиста, зависимость клиента от специалиста); адекватностью выбранной позиции психологом по отношении к клиенту; способами конструирования сообщений специалистом (уровень аргументированности, логика, апелляция к чувствам). Основные стадии индивид психокоррекции: закючение контракта, исследование проблемы клиента; поиск способов решения проблемы; формирование психокор программы, реализация программы, оценка эффективности. Основными методами вербального воздействия являются: убеждение – метод воздействия на сознание клиента через обращение к его собственному критическому суждению, переубеждение – процесс изменения раннее сформулированного убеждения, внушение – целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента. Основным средством внушения явл речь психолога, жесты, мимика, действия – дополнительными.

 

Индивидуальная психокоррекционная работа проводится в самом простом варианте в ходе психодиагностики: ребенок поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, делаются попытки коррекции самооценки.
 

Приемы индивидуальной психокоррекции.

1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции.

2. Работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав. Обсуждает с клиентом разные точки зрения на данную проблему.

3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям психолога следовать и каким не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, надо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Установка на убеждение клиента. Психолог делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам психолог.

5. Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормальном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов.

Приемы индивидуальной психокоррекции:

1. Зеркализация. Этот прием состоит в том, что в беседе с клиентом психолог копирует, незаметно повторяет его движения: позы тела, жесты, мимику, паралингвистические компоненты речи.

2. Парафраз. Этот прием заключается в простом повторении психологом того, что говорит клиент, но своими словами. Делается это для того, чтобы получить от клиента подтверждение, что его действительно правильно понимают.

3. Установление оптимальной психологической дистанции между психологом и клиентом.


Существуют следующие показания для индивидуальной (а не групповой) психокоррекционной работы:

• дошкольный возраст ребенка;

• наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;
• ситуации «скорой помощи» (обнаруживающиеся в ходе обследования интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции);

• интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т. п.);

• кризисы утраты смысла жизни;

• шизоидная акцентуация и психопатия.

Если подросток страдает психическим заболеванием, то проводить психокоррекционные мероприятия должен высококвалифицированный специалист в тесном контакте с лечащим врачом больного, при постоянном обсуждении результатов. Попытки психологической коррекции таких состояний, как бред, выраженная депрессия, немотивированная агрессия, сексуальные девиации, в условиях работы школьного психолога недопустимы. При неврозах и психопатиях желательно сочетание лечения и наблюдения у психиатра с психологической коррекцией. Если нарушения поведения, проблемы общения, кризисы и т. д. возникают в рамках акцентуации или полного здоровья ребенка – это прямое показание для коррекционной работы.

Индивидуальная психокоррекция может проводиться в рамках различных теоретических подходов: игровой терапии, психодрамы, когнитивной терапии, логотерапии, нейролингвистического программирования (НЛП) и др. Применение психоанализа и голотропного дыхания, а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии нецелесообразно в работе с детьми и подростками, так как они могут привести к весьма негативным психологическим последствиям. Такого рода методы требуют высокой квалификации психолога.
Игровая терапия. Применяется при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3–10 лет), а также с подростками при наличии у них задержки психического развития или тяжелых нарушениях общения

Игровая терапия помогает при трихитолломании (выдергивание волос), нарушениях общения, агрессивном поведении, нарушениях эмоционального состояния после стресса, затруднениях в обучении и в речевом развитии, заикании, высокой тревожности, заниженной самооценке и т. д. Г.Л. Лэндрет считает, что игровая терапия не помогает при аутизме и шизофрении, но и ухудшений при этом не возникает.

Игровая терапия нуждается в «специальном оборудовании»: мягких и военных игрушках, емкостях с песком и водой, куклах, изображающих членов семьи, и кукольном доме, красках, кистях, бумаге и т. д. Продолжительность занятий – 30–45 минут. Цель занятий – предоставить возможность ребенку в игровой форме разрядить свои переживания, дать выход накопленным агрессивным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия.

Важнейшую роль в процессе терапии имеет позиция психолога, его стиль общения. Психолог должен:

• создать для ребенка атмосферу безопасности;

• понимать и принимать мир ребенка;

• поощрять выражение эмоционального отношения и не оценивать чувств ребенка;

• создать ощущение вседозволенности;

• облегчить ребенку принятие решений, но не принимать их за него;

• обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Индивидуальные варианты психодрамы могут часто использоваться в работе с детьми и подростками. Автором теории и методики психодрамы является Д.Д. Морено, потом она получила свое развитие в трудах Г. Лейтца, В. Кервеле-на и др.

Применяется психодрама в групповом и индивидуальном варианте. Оптимально ее использование с детьми и подростками в возрасте с 10 до 17 лет. Психодраматические техники помогают при конфликтных ситуациях с родителями; страхах, сопутствующих общению; школьной тревожности; внутриличностном конфликте; нервной анорексии и нарушении влечений. При психопатии, высокой агрессивности, вероятности шизофрении, сниженном интеллекте применение психодрамы возможно только в том случае, если ее проводит очень опытный психолог; при этом желательно ее проведение не в школе, а в условиях стационара. При технически неграмотном исполнении эффектом психодрамы может быть актуализация скрытых конфликтов, усиление внутреннего диалога, состояние депрессии.

Какого-либо специального оборудования обычно этот вид психокоррекционной работы, как правило, не требует: достаточно 2 стульев и кабинета.

Целью психодрамы является выражение и осознание своих эмоций ребенком; обучение его использованию возможности по-новому оценить ситуацию. В некоторых случаях удается произвести изменение мотивации поведения или найти новые способы достижения цели.

Спецификой работы с детьми и подростками является то, что они легко принимают условности психодраматической ситуации, стремятся к изображению самих себя и других персонажей. В то же время недостаток опыта сопереживания, а иногда недостаток тактичности у подростков не позволяет разыгрывать ситуации в группе. Только в некоторых случаях при достаточно чувствительной и сработанной группе можно доверить кому-либо из участников изображать поведение клиента или его партнера (исполнять роль отца^ матери, других лиц). Поэтому в нашей практике чаще использовались приемы психодрамы в индивидуальном варианте или в качестве партнера выступал сам психолог.

Гештальт-терапия рассчитана в основном на работу с группой, но возможно ее применение в индивидуальном варианте. Гештальт-терапия – гуманистический и целостный подход к решению психологических проблем, которые связаны с прошлой жизнедеятельностью и опытом, мешающим в достижении целей. Подход ориентирован на опыт клиента, который проявляется в момент терапии, в безопасной обстановке.

Конечная цель деятельности психолога и клиента – здоровое, адекватное самовыражение и решение проблем. Основателем гештальт-терапии является Фриц Перле. Основными принципами психолога, работающего в русле данной концепции, являются:

1. Целостный подход.

2. Концентрация внимания за движением тела, способах выражения чувств.

3. Интуитивное чувство на прекращение обсуждения темы.

4. Формирование способности удовлетворить свои потребности.

5. Способность определить границы контакта. Гештальт-терапия применяется, в основном, в работе с подростками, страдающими неврозами, невротическим развитием личности. Относительным противопоказанием является наличие психотических состояний, возбудимой психопатии, склонность к самоубийству или аутоагрессии.

Особого оборудования при проведении в индивидуальном варианте этот стиль терапии не требует. В гештальт-терапии вычленяются такие механизмы невротического развития личности, которые связаны с нарушением границ между личностью и окружающей средой: проекция, интроекция, слияние, ретрофлексия, избегание.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – метод коррекционной работы, созданный в 70-х гг. Р. Бэндлером и Д. Гриндером, как обобщение опыта наиболее эффективных психотерапевтов В. Сатир и М. Эриксон. Особого оборудования не требует. Может применяться с детьми и подростками любого возраста и при различных формах личностных нарушений. При выраженной умственной отсталости – применение неэффективно, но у детей с нормальным интеллектом возможно успешное использование некоторых НЛП-техник уже с 4–5-летнего возраста.

Целью этого вида коррекционной работы является изменение наработанных ребенком стереотипов (общения, обучения, восприятия, эмоционального реагирования) с тем, чтобы они были более эффективными. Существует множество разнообразных НЛП-техник различной сложности, подробно описанных в публикациях.

Интересным и перспективным методом психологической коррекции является логотерапия. Он был предложен В. Франклом в русле философской концепции экзистенциализма и включает в себя метод парадоксальной интенции – способа оказания помощи клиентам, находящимся в кризисе утраты смысла, после попыток самоубийства, тяжелых психотравмах и т. д. Применяется, в основном, при работе с подростками, страдающими неврозами и кризисными состояниями. Особого оборудования не требует. Метод парадоксальной интенции заключается в том, что подростку с каким-либо страхом или навязчивым действием предлагают не подавлять его (как он действует обычно), а, наоборот, сознательно демонстрировать. Это приводит к уменьшению или исчезновению тревожности по поводу данного состояния, а иногда и к ликвидации самих проявлений невроза.

Групповая психокоррекция. Основным инструментом воздействия явл группа клиентов. Психокоррекционная группа – искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Цели и задачи групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия. К основным принципам работы группы возможно отнести: принцип ответственности (за себя и за других); принцип близости (эмпатия и сохранение тайны); принцип поддержки (поддержка друг друга); принцип конгруэнтности (каждый созвучен себе и другим в ситуации «здесь и теперь»). Методы психокоррекции: групповая дискуссия (обсуждение биографии клиента, темы, анализ межличностного взаимодействия в группе и ситуаций); психодрама (ролевая игра в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой клиента); психогимнастика (выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики); проективный рисунок (основная задача рисунка: получение дополнительной информации).

Виды групповой психокоррекции.

“Гештальтгруппы” Работа в гештальтгруппе позволяет клиенту лучше приспособиться к реальной жизни, глубже понять себя, свои отношения с другими. Психотерапевт или психолог в такой группе обычно работает только с одним из ее членов, который в данный момент находится в центре внимания его и остальных участников группы, которые сопереживают ему, на его примере учатся анализировать и решать собственные проблемы.

Психодрама представляет собой драматизированное воспроизведение в виде жизненно правдивых, импровизированных спектаклей, проигрывание ситуаций, волнующих клиентов. В них они и остальные участники группы берут на себя и исполняют естественные жизненные роли, стараясь в ходе драматической импровизации лучше разобраться в сути возникшей проблемы, понять свое поведение и поступки других участников. Работа группы-психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблем.

Группы телесной психокоррекции основаны на связи между органическими процессами и психологическими состояниями людей, на предположении о том, что, воздействуя на организм человека, можно повлиять и на его психологию и поведение.

Группы танцевальной психокоррекции отличаются от групп телесной психокоррекции тем, что в них в качестве психокоррекционных упражнений используются танцевальные движения.

Индивидуальная и групповая психокоррекция имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство индивидуальной психокоррекции — то, что она обеспечивает конфиденциальность (тайну) выявления и исправления недостатков клиента и бывает по своему результату более глубокой, чем групповая. В ней все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться и вести себя в присутствии других людей. Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

При групповой психокоррекции работают сразу со значительным числом людей, и она лучше помогает решать проблемы именно меж персонального характера. Но в групповой психокоррекции индивидуальные воздействия на каждого клиента бывают недостаточно глубокими.

Категория: Мои статьи | Добавил: strec (06.06.2015)
Просмотров: 3145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0