Главная » Статьи » Мои статьи

9. Психология мотивации. Проблема мотивации в психологии деятельности

Мотивация - ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

По своим направлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

1) при анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности;

2) если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих, а не других  поведенческих актов, то исследуется прежде всего, проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения;

3) при решении вопроса о том, каким образом производится регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

В поведение человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

  • побудительная;
  • регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения. Регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, восприятие, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации [8]. Оба этих понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Словом «мотивация» в современной психологии обозначается как минимум два психических явления:

  1. совокупность    побуждений,    вызывающих    активность    индивида    и
    определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих
    поведение   (сюда  входят,   в  частности,   потребности,   мотивы,   цели,
    намерения, стремления и многое другое);
  2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса,
    который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на
    определённом уровне.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия.
  • каково соотношение внутренних и внешних сил;                   
  • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.                                                           

Таким образом, мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена следующими причинами:

>    внутренние - в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, в этом случае   говорят   о   мотивах,   потребностях,   целях,   намерениях, желаниях, интересах и т. п.;

>    внешние — внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта, здесь  следует говорить о стимулах,  исходящих из сложившейся ситуации.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Здесь следует отдельно обозначить диспозиционную и ситуационную мотивации, как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.

Выводы. Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» её лучше рассматривать как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека - причинное объяснение его поступков. В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одной из них является - теория каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное - на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто может его объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей.

Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, как его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а)    человек  объясняет своё  поведение  не  так,  как  он  объясняет поведение других людей;

б)    процессы  каузальной  атрибуции  не  подчиняются  логическим нормам;

в)      человек    склонен    объяснять    неудачные    результаты    своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Оказалось, что люди с большей готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции».

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки. При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

  • близость    или    удалённость    субъекта,    которому    приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие, за которое ему приписывается ответственность;
  • возможность  субъекта предвидеть исход выполненного действия  и предусмотреть заранее его возможные следствия;
  • преднамеренность (интенциональность) совершённого действия.

В исследованиях атрибуции ответственности среди прочих установлены следующие интересные психологические факты:

  1. Индивиды,   которые   уже   однажды   были   виновниками   содеянного, склонны усматривать первопричину   действий, подобных совершенным ими ранее, и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельства.
  2. При невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке.
  3. Большинство людей проявляет явное нежелание признавать случай как причину их собственного поведения.
  4. В случае тяжёлых ударов судьбы, неудач и несчастий, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать этого исключительно в сложившихся обстоятельствах; он обязательно винит себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся.
  5. Иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировали его. Они уверяют себя в том, что в будущем, ведя себя иначе, смогут оградить себя от нападений.

6. Имеется тенденция приписывать ответственность за несчастие тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»). Это касается не только самого субъекта действия, но и других людей и проявляется тем в большей степени, чем сильнее случившееся несчастье.

Одной из плодотворных концепций, с успехом, применяемым для объяснения  достижений  в  деятельности,  является  теория В.  Вайнера.

Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам:

  • локализации;
  • стабильности.

Локализация характеризует то, в чём усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах.

Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины.

Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

  1. Сложность   выполняемого   задания   (внешний,   устойчивый   фактор
    успеха).
  2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
  3. Случайное  стечение  обстоятельств  (внешний,  неустойчивый фактор
    успеха).
  4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Люди склонны объяснять свои успехи и неудачи в выгодном для сохранения и поддержания высокой самооценки свете. Р. Дечармс сделал два интересных вывода, относительно влияния награды за успехи на мотивацию деятельности. Первый выглядит следующим образом: если человек награждается за нечто такое, что он делает или уже сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение ведёт к уменьшению внутренних стимулов к соответствующей деятельности. Если человек не получает вознаграждения за неинтересную, выполненную только ради вознаграждения работу, то, напротив, внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Чисто когнитивное представление о каузальной атрибуции основано на не всегда оправданном предположении о том, что человек во всех без исключения случаях жизни действует только разумно и, принимая решение, обязательно основывает его на всей имеющейся в его расположении информации.

Люди не всегда ощущают необходимость и испытывают потребность разобраться в причинах своих действий, выяснить их. Чаще они совершают поступки, заранее их не обдумывая, но по крайней мере - до конца, и впоследствии не оценивая. Атрибуция в сознательно-когнитивном её понимании возникает в основном лишь тогда, когда человеку, во что бы то ни стало, требуется что-то понять и объяснить в своём поведении или в поступках, совершаемым другими людьми. Подобные ситуации в жизни встречаются не так уж часто. В большинстве других реальных жизненных ситуаций мотивация действий индивида, по-видимому, мало или почти не связана с атрибутивными процессами, тем более что мотивация во многом осуществляется вообще.

Существует ещё одно направление в исследованиях мотивации. Оно связано с попыткой, понять, каким образом человек мотивируется в деятельности направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Мотивация достижения успехов и избегания неудач является важным видом человеческой мотивации.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории являются американские учёные Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий учёный X. Хекхаузен. Сущность теории состоит в следующем. Человек имеет два разных мотива, функционально связанных с личностью, которые направлены на достижение успеха: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Люди, мотивированные на успех ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, то есть берясь за какую-нибудь работу они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха (уверены в этом). Им характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Индивиды, мотивированные на избегание неудачи имеют ярко выраженную цель в деятельности, которая заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, и все их мысли, действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которая в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успеха и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования в большей мере старается добиться успеха, чем тот чьи требования к себе не высоки.

Кроме мотива достижения важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность играет тревожность. Проявление тревожности в различных случаях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными тревожностями (ЛТ) и связывать с наличием у человека соответствующей черты.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенности личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как ситуационная тревожность (СТ).

Выводы. Рассмотренные факторы показывают, что прямой связи между силой мотива достижения успеха и величиной мотива избегания неудачи ожидать не приходится, так как кроме величины и характера мотива стремление к успеху, успехи в деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин. Кроме того непосредственная зависимость между мотивацией и достижениями успехов деятельности, даже если она существует (при нейтрализации действий многих других значимых факторов) не носят линейного характера. Особенно это касается связи мотивации достижения успеха с качеством работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом или слишком сильном.

Категория: Мои статьи | Добавил: strec (29.05.2015)
Просмотров: 6853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0